Verification: 68174ae03771b424
Меню
12+

«Камышлинские известия». Газета муниципального района Камышлинский

30.04.2019 08:40 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 30.04.2019 г.

По страницам истории малой родины

Образование поселка Бузбаш

В рамках 100-летия поселка Бузбаш мы продолжаем публикацию в сокращении авторской работы Ф.Ш. Нуруллина.

Наш поселок Бузбаш возник в результате отделения части населения от села Камышла.

Летом 1911 года в селе Камышла случился большой пожар, сгорело 315 дворов, после которого было принято решение о том, что часть жителей, пострадавших от пожара и пожелавших переселиться, могут обустраиваться на новом месте.

Первоначально поселок строился на берегу реки Сок, в 2,5 км от Камышлы, выше по течению реки на том самом месте, где в нее впадает речка Бузбаш (в 1950-1960-х годах здесь было учебное хозяйство Камышлинского сельхозтехникума). Затем в 1919 году переселились на то место, где сейчас и находится поселок Бузбаш. Но каких – либо документов, подтверждающих это событие, к сожалению, не обнаружено. Мне об этом известно только по рассказам старожилов, что передавались из поколения в поколение. Вкратце об этих событиях упоминается также в исторической справке по истории Камышлинского района, написанной жителем села Камышла Хозиахметом Саниахметовым, и в рукописном материале «Край мой родной» уроженца нашего района, историка, увлеченного изучением истории родного края Рината Талгатовича Морданова.

Также подтверждено, что в 1919 году снова случился пожар в селе Камышла, после чего многие жители села переехали на новое место жительства, образовав села Давлеткулово и Юлдуз, а часть жителей Камышлы обосновались в поселке Бузбаш. Например, наш односельчанин Сайфулла Абдуллович Сафиуллин своей дочери Даиле как-то рассказывал, что его родители из Камышлы переселились в Бузбаш, когда ему было десять лет, то есть в 1919-1920 годах, сам он 1910 года рождения. А по воспоминаниям матери еще одного жителя — Ядкара Сахабовича Гатауллина поселок начал строиться в 1924-1926 годах и закончилось оно примерно к концу 1928 года, и прожили новоселы там спокойно около двух лет, то есть до 1930 года, до начала коллективизации.

Силами и на средства жителей поселка Бузбаш на берегу реки Сок была построена мечеть, где имамом стал Мисбахутдин хазрат. Позднее, в 1926 году, мечеть была разобрана и перевезена на новое место, где действовала и велась духовная служба до 1961. Здание мечети до 1992 года сначала использовалось под медицинский пункт, затем как колхозный склад, а далее как общежитие для временного проживания строителей колхозного зернохранилища, фермы и конторы.

В 1992 году по ходатайству жителей села Бари Хуббатова, Минсагита Абрарова, Талгата Хамидуллина и многих других, мечеть вернули верующим мусульманам. После ремонта 26 марта 1992 года, в день Ураза-байрам, в мечети вновь прозвучал голос муэдзина, призывающего верующих в мечеть на молитву.

Но факт остается фактом: наши предки этот поселок строили дважды, сначала на берегу реки Сок в 1911-1919 годах, затем на новом месте на берегу речки Бузбаш между родниками Зирекле и Танай. С момента обоснования нашей деревни, ее в народе стали называть «Яңа авыл», то есть «Новое село» или «Новая деревня». Официально же, возможно, ее сразу назвали Бузбаш.

Жители «Нового села», находящегося в 2,5 км от Камышлы, выше по течению реки Сок, в основном, были выходцами из Камышла и в разговорной речи часто пользовались названиями «Яңа авыл» — Бузбаш и «Иске авыл» т.е. Камышла, так было примерно до 1960-х годов. В «Новое село» — Бузбаш переселялись в основном молодые и здоровые работящие семьи, отделившиеся от родительского двора. По мере того, как наши бабушки и дедушки, когда-то переехавшие и построившие «Яңа авыл» — Бузбаш, начали уходить в мир иной, молодое поколение стало забывать эти названия, и сейчас почти никто из них не знает, что их предки поселок называли именно так.

«Новое село» было небольшое, да и как населенный пункт просуществовало оно недолго, около 7-8 лет, но новоселы планировали обосноваться там надолго, поэтому за короткое время наравне со строительством частных дворов, сумели построить и мечеть. Среди сельчан особо богатых не наблюдалось, так как отделившись от родительского очага, они только-только начинали обустраиваться, но ставшие крепкими из-за своего трудолюбия семьи тоже встречались.

Земельные наделы для села Камышла были отведены вдоль реки Сок и выше по ее течению до границ земли села Байтуган, а для «Нового села» земли отводились вдоль речки Бузбаш, выше по ее течению до границы села Семенкино, находившегося на севере. Эти земли шириной 1-1,5 км, а местами и того меньше, между двумя лесными массивами тянулись на 20-25 км. Но такое устройство землепользования для новоселов являлось большим неудобством, так как кто-то получал земельные участки, паи рядом со своим селом или невдалеке, а некоторым отводились самые дальние участки, что являлось большой несправедливостью. Из-за чего могли возникнуть неприятности, споры, даже неприязнь друг к другу, чего не хотелось бы допустить сельчанам, ведь они только начинали свою совместную жизнь в «Новом селе».

Примерно в конце 1917 и в начале 1918-го года жителями, еще не успевшими закрепиться на новом месте, было принято решение о созыве Совета старейшин, где предполагалось рассмотреть вопрос о переселении их уже на другое место — поближе к обрабатываемым земельным участкам. За 7-8 лет жизни на новом месте им пришлось преодолевать много трудностей, поэтому-то они и были вынуждены поднять вопрос о новом переселении. Но причина была не только в этом. Можно было отметить три причины. Во-первых, отдаленность земельных участков; во-вторых, раньше река Сок была полноводной, местами даже быстрой, средней величины и глубины, о чем свидетельствовало и наличие множества водяных мельниц на протяжении всей реки до села Красноярск. Но и в период весенних паводков она разливалась так широко, что поля и луга вдоль ее берегов на долгое время оставались под водой, и поэтому трудно было пахать и сеять. Река весной была так быстротечна, полноводна и непредсказуема, что многие мосты через реку жители вынуждены были весной заранее разбирать, а летом — восстанавливать, иначе весенний поток просто сносил деревянные мосты на сваях или козлах. К сожалению, были и человеческие жертвы. Одним словом, сельчанам ежегодно требовались большие силы и средства для восстановительных работ. Третья причина, так же говорящая в пользу переселения, о которой сельчане тоже помнили всегда, это освобождение от уплаты налогов. В новом положении законодательства, принятого Правительством в 1925-х годах говорилось, что «в случае переселения на новые земли, все жители нового населенного пункта освобождаются от уплаты налогов на землю, на имущество на три года».

Так и не успев, как следует, обосноваться на одном месте, было принято решение переселиться уже на новое место, на этот раз выше по течению речки Бузбаш, которая берет свое начало у подножия Каратал-тау (Гора у черной ивы). На том месте из-под земли бьют несколько родников, которые, соединившись в одно единое русло у подножия горы, устремляются вниз по течению, журча и издавая неземные мелодии и принимая в свои объятия такие же небольшие ручейки. А через 1-1,5 км эту речку уже невозможно было так просто перейти, поэтому и появилась необходимость в строительстве моста через нее. Так появился надежный и крепкий мост, построенный еще нашими дедами и отцами. Наверное, потому что в родниках вода была студеная, и родники, по сути, являлись началом маленькой речушки, кто-то и когда-то (возможно столетия тому назад) назвал речушку эту — Бозбаш, то есть, «ледяное начало».

Осмотрев новые земли и, обсудив сообща, сельчане пришли к выводу, что данная местность не совсем подходит для обоснования населенного пункта, хотя он находился бы в середине земельных участков, да и место красивое, и сильных весенних паводков не должно быть, и мелких родников хватит для обеспечения людей водой. Переселенцы засомневались в правильности выбора места, ведь все они были выходцами из села Камышла, их родные и близкие жили там же, в «Старом селе», и им, привыкшим жить бок о бок с родными, не хотелось бы так далеко уезжать. Конечно, по современным меркам, это не расстояние, но привыкшим передвигаться, в основном, пешком (так как другого способа передвижения тогда почти не было), это было проблемой. Но, возможно, была и иная причина.

Взвесив все «за» и «против», переселенцы, по их мнению, нашли более подходящее место, годное для строительства и обоснования поселения. И еще, ведь надо было учесть то, что в «Новом селе» уже были построены дома, хозпостройки, а для их разборки и перевозки нужны были время, средства и силы. Но и наряду с переселением и строительством, надо было еще работать на земле, в поле, пахать и сеять, убирать урожай.

Новое место было определено тоже вдоль речки Бузбаш, где ее воды уже стремились вниз по течению быстрее, расправив плечи чуть шире, а местами даже вглубь, лаская и ощупывая корни ив, ольхи и других растущих деревьев на ее берегах. Выбрав место вдоль речки Бузбаш, где с двух ее сторон бьют небольшие родники (из которых и в настоящее время сельчане берут воду), там и решили обосноваться новоселы. Один из родников, бьющий со стороны восхода солнца, называется «Зирекле чишм?» (родник у ольхи). Действительно, на берегу речки, берущей свое начало от родника, растет множество ольховых деревьев. Недалеко от родника, чуть в стороне, росли большие березы. Нельзя сказать, что они были стройны, но отличались белизной, их там было около десятка, росли как-то полукругом к родничку, как бы стояли на страже, охраняя его покой. Казалось, эти березы были посажены самой природой. Они были красивы по-особому, высоки, мощны (ствол — в два обхвата), с многочисленными ветвями и обилием листьев, свисающих к самой земле. Посидеть и отдохнуть под этими березами — одно удовольствие, и сельчане часто пользовались такой возможностью, сохраняя их в первозданном виде долгое время. Ныне, к сожалению, осталось всего несколько берез. Под тяжестью прожитых лет многие березы погибли, а оставшиеся, как и люди, постарели, высохли и согнулись, и стоят они теперь как память о прошедших годах.

В настоящее время бывшее русло речки засохло, и воды в роднике стало намного меньше, чем в прежние времена (сейчас вода от родника идет по трубопроводу вдоль улицы Родничная, проложенном еще в конце 1970-х годов). С противоположной стороны к этому родничку, на западной стороне поселка бьет уже другой родник, точно такой же величины, у которого столько же воды, как и у его собрата. Этот родник выходит с небольшой сопки, ольха здесь не растет, но есть березы, такие же красивые, но менее рослые и менее пушистые. У этого родника тоже есть название. Оно очень красивое, как бы ласкательное — «Танай чишмәсе». Мне кажется, в его названии есть особый смысл — точка, место появления, отражения первого света луны, первых лучей солнца. Это действительно так, ведь наши предки были намного мудрее, наблюдательнее и точны в своих выражениях к проявлениям природы. Солнечные лучи со стороны горы ласкают землю точно у этого родника, и лунный свет начинает освещать землю оттуда же.

Вот на этом месте и было решено обосноваться: вдоль речки, двумя широкими улицами на восточной и западной стороне. (Сейчас эти улицы так официально и называются — улица Восточная и Западная.) И двумя небольшими переулками от родников. С восточной стороны — улица Родничная, далее дорога идет через лес в село Байтуган — в 4-х км, и с западной стороны — улица Дружбы, оттуда дорога ведет через лес в Камышлу, в 3-х км, (сейчас тропа через лес проросла, и по этой тропе никто уже не ходит). В настоящее время на улице осталось два пустующих дома Габдуллы Гилязева и Хайдара Ханнанова.

Основным идейным организатором и вдохновителем, агитатором и, конечно же, первым переселенцем на новое место был Гилязев (Гилязетдинов) Шайхутдин Гилязетдинович (умер в 1968 году), который обосновался в конце Восточной улицы.

Первыми переселенцами были братья Валиахметовы — Минахмет и Шаяхмет Валиахметовичи, племянник Минахмет бабая — Хузиахмет Яниахметович Яниахметов. За ними потянулись и другие, таким образом, улица Восточная наполнялась домами и дворами. Так образовалась улица и небольшие переулки — Родничная и Новая. Такие же смельчаки — первопроходцы обустраивались и на другой стороне будущего села — на Западной улице. Первыми туда переселились братья Абраровы — Гаттар, Минзакир, Гайнелгата, решившие построить дома рядом.

Так, за 3-4 года на новом месте возник новый населенный пункт, названный Бузбаш, и в котором насчитывалось около 120 дворов. Но было и несколько семей, которые уже потом позже переехали напрямую из Камышла в Бузбаш (нынешнее место). Это были братья Сафиуллины, а в 1927 году переехала семья Шайхелабрарова Гуснолгаты (Хоснелгаты).

И еще очень важным строительством для села, неотъемлемым от жизни людей, мусульман, наравне со строительством домов и дворов, было строительство мечети. Сюда была перевезена мечеть, построенная еще первоначально в «Новом селе», то есть около реки Сок. Таким образом, можно сказать, что переселение на новое место завершилось.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

273